ЗВЕРЮШКА



Название фильма: «Зверюшка»

Жанр фильма: драма

 

Действие картины происходит в московской семье. В семье нет настоящей близости, не чувствуется любви. Её члены не разговаривают друг с другом по душам. Агрессия становится их нормой общения. И семья проходит этап перехода от агрессии, что является защитной реакцией, к соревнованию агрессиями.

Мать и сын упражняются в причинении боли друг другу. Мать общается с сыном либо грубо, либо как сверстник, но никогда как родитель. Она не даёт ему почувствовать себя взрослым, но и не даёт быть ребёнком. Своей «заботой» она калечит сына, превращает в зверюшку, чьей клеткой становится дом.

Главная героиня фильма – Светлана: мать-одиночка, по профессии библиотекарь. Светлана коллекционирует старинные книги и любит приключенческие романы. Она инфантильна, хочет внимания, словно подросток. Своего сына Даню воспринимает то как испытание, то как обузу. Кажется, что она ведёт с ним борьбу за место ребёнка в семье. Походами в церковь утешает совесть.

Светлана также проявляет негативизм (оппозиционную манеру поведения), направленную против авторитета матери. При этом выбирает стратегию «слабости» вместо стратегии рациональности и силы. Так как с сильного можно атаковать, слабого же приходится беречь, слабый позволяет только заботиться о себе. Её агрессия как способ самоутвердиться при общей эмоционально-волевой незрелости.

Светлана должна будет сделать выбор. Хочет ли она повзрослеть? Может ли преодолеть затянувшуюся незрелость? А также решить, что она испытывает по отношению к своему сыну.

Даня — сын Светланы: мальчик-подросток, интроверт. Он асоциален, склонен к жестокости. Он мечется между замкнутостью и вспыльчивостью. Для него существует только две реальности: виртуальная и семейных дрязг. Даня проводит большую часть времени за компьютером, играя в кровавые стрелялки. Хочет жить с отцом, который как он полагает, не будет от него ничего требовать. У Дани нет примера для подражания. Он чувствует, что Светлана не хочет быть его матерью. Его агрессия как способ адаптироваться.

Бабушка — мать Светланы: бойкая, моложавая женщина, трепетно заботится о своём внешнем виде. Она пытается ухаживать за внуком и «воспитывать» свою великовозрастную дочь. Старается помогать, но на самом деле не хочется ввязываться в нелицеприятные ссоры Светланы и Дани. Бабушка в своём роде рефери. Она разочарована в судьбе Светланы и зависима от людского мнения. Ценит свою репутации, хотя не признаётся в этом. Она винит дочь в болезни сына, считает заболевание Дани результатом буйного прошлого. По-своему проявляет скрытую агрессию по отношению к Светлане. В её случае агрессия как способ продемонстрировать превосходство.

 

ЗВЕРЮШКА

 

Светлана работает в библиотеке и растит своего сына. Даня (её сын) в стадии ремиссии после тяжёлого заболевания. Он переживает свой переходный возраст в почти полном заточении в квартире, так как Светлане кажется, что это лучший способ спрятать его от внешнего мира. Её действия приводят к тому, что Даня становится её главным противником. Между ними происходят постоянные ссоры. Роль «усмирителя» берёт на себя мать Светланы, которой невыносима та репутация, что сложилась о них в среде соседей.

 

«Размеренный» образ жизни рушится, когда становится известно, что «нездоровой атмосферой» в семье заинтересовалась социальная служба.

 

Светлана предпринимает попытку привести дела в порядок, создать хотя бы видимость порядка. Она нанимает репетитора, но тот после нескольких занятий отказывается заниматься с Даней. Она пытается договориться с учителями в школе. Беды же на этом не заканчиваются. Библиотеку, в которой работает Светлана, закрывают. Она остаётся без работы.

В одной из посещений школы Светлана знакомится с учительницей Дани по литературе – Тамарой Сергеевной. Та проявляет икреннюю заинтересованность в судьбе мальчика. Учительница намекает Светлане, что школе в срочном порядке требуется квалифицированный библиотекарь. Она устраивается работать в школу.

 

Светлана и Тамара Сергеевна проводят много времени за беседами. Они находят общий интерес – старинные книги. Светлана обретает друга, с которым находит общий язык.

 

В доме же атмосфера начинает накаляться. Даня сбегает из дома к отцу. Но его возвращают обратно. Светлана ссорится с сыном и сообщает матери об опухоли.

 

Даню забирают в специализированную школу. Тамара Сергеевна советует Светлане навестить сына и попробовать наладить отношения. Светлана приезжает к нему с книгами в знак примирения. Даня отказывается от книг.

 

Светлана своей болезнью вынуждает мать заботиться о себе. Возникает иллюзия близости между матерью и дочерью. Светлану иногда навещает Тамара Сергеевна. Она догадывается, что Светлана симулирует болезнь. В конечном итоге и мать Светланы понимает во что играет дочь. Она пытается убедить её вернуть сына домой. Светлана сначала идёт на поводу у матери и соглашается. Но затем признаётся, что сама вызвала социальную службу и не хочет возвращения Дани.

 

Мать Светланы привозит обратно Даню. Она сообщает, что попробует по-тихому оформить опеку над внуком вместе с его отцом. Светлана обвиняет мать в своих неудачах и уходит из дома.

 

Она приходит домой к Тамаре Сергеевне. Оказывается, что Тамара Сергеевна тоже мать-одиночка. Светлана понимает, что за всё время их знакомства она никогда не интересовалась жизнью подруги. Она замечает близость между ней и её маленькой дочерью. Тамара Сергеевна своим примером указывает Светлане на её провал. Героиня понимает, что не смогла стать ни матерью, ни дочерью.

 

Светлана идёт к отцу Дани. Узнаёт от его матери, что он ушёл из дома и от него давно нет вестей.

 

Светлана возвращается домой. Даня и бабушка ссорятся. Светлана разнимает их и в первый раз в жизни ведёт с Даней настоящий разговор. Даня говорит, что не хочет и не может жить с ними. Светлана отвозит его обратно в школу-интернат.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Вы вошли какmaximios. Выйти?